Новости сайта |
|
|
Карта сайта |
|
|
Форум 0-SL |
|
|
Гостевая книга Фанфик-центр |
Приглушенный свет лампы – диван – свежесваренный кофе... За окном, естественно, -
ночь и дождь. Хочется продолжить этот ряд романом? Конечно. Причем непременно – хорошим романом, с сюжетом, который не угадывается на полкниги вперед, и с героем, которому хотелось бы сопереживать. |
|
Обновлено 25.11.02 |
Вот с этого места – поподробнее. |
|
Что там у нас на книжной полке?.. Сюжеты романов Сергея Лукьяненко никак нельзя назвать предсказуемыми. Да и герою начинаешь сочувствовать едва ли не с первых страниц. Только вот – далеко не каждому. Удивительно, но чем больший отрицательный заряд несет в себе герой Лукьяненко, тем быстрее и сильнее проникается читатель его образом. И – начинает верить. Автор, конечно, тоже подыгрывает изо всех сил, иногда откровенно подчеркивая полярность своих персонажей, по-доброму подтрунивая над ними (заодно уж – и над развесившим уши читателем). Не будем далеко ходить:
- Полсотни раз. - Это и правда похоже на оргазм? - Н-нет.. наверное. - Тебе не с чем сравнивать? Вы можете себе представить, чтобы подобный вопрос был задан Ильмару или Кею? Едва ли... Как-то не стыкуется... Вот одна из особенностей творческой манеры Лукьяненко – подчеркивая исключительную положительность персонажа, он нередко выставляет ее... отрицательной стороной. Отсутствие недостатков – самый большой изъян.
Лукьяненко вполне четко определяет параметры, по которым тот или иной герой должен быть оценен. И снова читатель ловится на тот же крючок – идет за очевидным, лежащим на поверхности. Ведь так просто с первых же страниц текста обозначить персонажа "черной меткой". Хотя бы по профессиональному признаку. Наемный убийца или расхититель древних захоронений в сложившейся литературной традиции практически обязаны стать героями резко отрицательными. Здесь бы и сказать, что, мол, автора больше всего интересует человек в момент определения, на пороге принятия решения… Ведь такой вывод напрашивается сам собой. Только едва ли он будет верным. Скорее, любимые герои Лукьяненко – не те, что стоят на пороге (да они все там стоят, другое дело, кто что видит). По-настоящему любит он тех своих персонажей, что прошли непростой путь – к принятию необходимости зла, к допустимости убийства... А потом – вернулись обратно. Да и читателей своих автор выводит на эти размышления – где исподволь, где едва ли не за уши тянет сквозь текст. Если бы речь шла о другом, менее опытном писателе, можно было бы допустить, что яркая, порой нарочитая полярность его персонажей – следствие неумения. Но Лукьяненко в писательском мастерстве не откажешь, да и характеры, созданные пастельными красками, на полутонах, у него присутствуют в достаточном количестве. Значит, дело в другом – автору нужно, жизненно необходимо заострить внимание читателя. Так и возникают разные облики персонажей. Кей с перемазанными в крови руками – и Петя Хрумов, который не первых страницах кажется едва ли не стерильным. Ильмар, всерьез задумывающийся, а не прирезать ли втихушку малолетнего спутника – и Алекс, который, если уж взялся кого опекать, то даже до фиктивного брака дойдет. Мне кажется, Лукьяненко больше всего доверяет именно тем своим персонажам, которые уже вполне определились. Героям, умеющим творить зло – осознанно, признавая необходимость и вынужденность, но все же – творить. А доверие автора к собственным персонажам говорит о многом. Хотя что можно доверить герою? Передачу мыслей и стремлений автора? Допустим. Но Лукьяненко старается избегать прямых ходов, его герои практически никогда не выражают свои воззрения открытым текстом (исключение – персонажи, явно автором нелюбимые – Кепочка и прочие). То, что можно сказать прямо – ненастоящее. До настоящего нужно дойти, а чаще – доковылять, доползти. Сквозь каторгу Печальных Островов, через постоянное предательство коллег по Дозору, по расходящимся мостикам на соседние островки, по бесплодной Злой Земле... И рыщет по всем этим путям, меняя маски, один-единственный герой. Автор и сам вскользь подчеркивает плавное перетекание персонажей из романа в роман. Конечно, снова не напрямую – гораздо тоньше. Существуют определенные сюжетные связки, повторяющиеся – причем с заметной настойчивостью – в нескольких романах Лукьяненко. Один из таких мотивов – мотив "ведения", сопровождения одного героя другим. И совсем необязательна здесь пара "взрослый – ребенок". Да, конечно, так и просятся в этот пример Ильмар и Марк, Кей и Артур, Стась и Тиккирей... Но ведь и Мартин тянет за собою Ирину, и дайвер Леня тащит на себе вполне взрослого Неудачника! Кстати, вспомним, что он ему обещает: "Я разберусь сам, а ты выйдешь отсюда. Понял?" Знакомо? Вообще между "Линией грез" и "Лабиринтом отражений" таких параллелей гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Вот лишь самые заметные из них...
Лицо Кертиса-младшего дрогнуло. - Сколько раз? – безжалостно повторил Кей. - Семьдесят три раза. – Глаза Артура остекленели. Кея забила дрожь. Окружение героя – тоже богатая среда для того, чтобы дать волю своим идеям. И здесь повторяются сходные мотивы. Спутники центральных персонажей порою похожи даже на уровне портретного описания: "...во взгляде была не глухая ненависть затравленного зверька, а непоколебимая уверенность и властность" ("Линия грез", об Артуре). В тон этой фразе звучит цитата из "Холодных берегов": "...лицо тонкое, черты правильные, взгляд упрямый, твердый. Такие по базарам не промышляют". Ой, неспроста все это. Вообще две эти пары (Марк – Ильмар и Артур – Кей) ну просто напрашиваются на сравнение. Герои Лукьяненко ничего случайно не делают. Раз напрашиваются – посмотрим подробнее. И что же получается? Подросток в обоих случаях – из очень влиятельной семьи. Аристократ. Что интересно – и Марка, и Артура автор делает наследниками, если можно так сказать, неполноценными (Марк – незаконный отпрыск, Артур – вообще клон, никаких прав не имеющий). Взрослый – "ведущий". Человек сомнительного образа жизни (в обоих случаях – с обширным каторжным прошлым), известная личность в рамках своей профессии. И тот, и другой имеют отличное классическое образование (кстати, откуда?..), оба на редкость изворотливы (что, впрочем, продиктовано их профессиями). Даже способности к языкам у обоих – потрясающие. Даже занятие на протяжении всего текста совпадает – поиски бога. Так что же, они совсем друг друга дублируют? А вот и нет. Два персонажа, весьма сходных по внешним признакам, совершенно разные внутренне. Опять-таки, сильнее всего это заметно тем, кто знаком со многими работами Сергея Лукьяненко. Мальчишки-то – Артур и Марк – друг на друга похожи гораздо сильнее, хотя у Марка нет и половины той уверенности, что автор дал Артуру. И все-таки они схожи. А вот взрослые... Ильмар и Кей отличаются друг от друга в чем-то главном. Читателю это видно не сразу, но есть определенные ракурсы, где их различия бросаются в глаза. Во-первых, отношение к своим спутникам-ведомым. Ильмар "шефствует" над Марком практически добровольно, а вот Кею Артура разве что не навязали. И что же? Если у вора с наследным принцем отношения чем дальше, тем прохладнее, то у киллера с клоном – наоборот. Хотя, казалось бы, неприятностей Кею его спутник доставляет ничуть не меньше. Лишь на первый взгляд Ильмар кажется более рассудительным. Просто в дилогии "Холодные берега" + "Близится утро" линия поисков бога выражена более ярко, а в "Линии грез" и "Императорах иллюзий" она припрятана за увлекательными приключенческим сюжетом. Ильмара автор рисует словно с иронией, постоянно как бы оправдывая собственного героя. Да, вор, так ведь никого не обижает – тянет только то, что уже никому не нужно. Да, душегубец, но ведь только вынужденно. Да, хотел убить ребенка – но ведь вовремя опомнился и раскаялся... Кея, напротив, Лукьяненко рассматривает в нарочито неприглядном свете. Убил ненароком при посадке ребенка – и спит спокойно, как ни в чем не бывало. В промежутках между телохранительством подрабатывает киллером. Явно не от голода – доходов хватает и на гиперкатер, и на женщин, и на запахи работы клаконских мастеров. На первых страницах "Линии грез" Лукьяненко очерняет его, словно подчеркивая – персонаж отрицательный. А на самом деле ехидный автор представляет нам совершенно классического романтического героя. Скажете – не может быть? Еще как может! Всякий, кто не спал в школе на уроках литературы, помнит: романтический герой – исключительная личность, поставленная в экстремальные обстоятельства, нередко противостоящая всему обществу. Так что же получается – автор больше всего доверяет самому сомнительному из своих персонажей? Может быть, и так. Тем более что все герои Лукьяненко в той или иной мере исключительны. Он явно не относится к категории авторов, промышляющих на так называемой проблеме "маленького человека". И к чему же мы пришли? Все герои Лукьяненко – романтики. Согласны ли они сами с этим или нет, подчеркивается ли это внешними факторами или же, напротив, тщательно скрывается – уже не важно. Книги этого автора нередко называют жесткими и даже жестокими, но происходит жесткость действия лишь от того, что Лукьяненко не боится ставить перед читателем (и перед персонажем) сложные этические проблемы. А они, как известно, не имеют единственно верного решения.
Материал любезно предоставила |
[гостевая] [форум] [редакция] |
[ЛО] [ФЗ] [НД] [ДД] [СД] [ХБ] [БУ] [НВдД] [р.и п.] |
[фанфик-центр] |